Для справки: в реале автор довольствуется четырьмя заказными статьями о банке, в котором работает и одной статьей в университетской газете. И безуспешно пытается пропихнуть куда-нибудь несколько рассказов.
Тем не менее, мой опыт участия в конкурсах этой игры может быть полезен.
Работа сегментирована по нескольким основным аспектам, с которыми Вам предстоит столкнуться.
Главным качеством Вашей работы должна быть уникальность. Как правило, первые места присуждаются самым необычным работам, непохожим, уникальным в своем роде. Вспомните победу Multisync в журналистике! Исходя из этого требования, я и изложу свои соображения по разработке стратегии победы.
Сразу же остановлюсь на еще одном моменте: я изначально подразумеваю, что писать Вы умеете. Актуальность моей работы в том, что, даже владея техникой письма, автор не всегда знает, как её применить. Особенно когда мы говорим о произведениях написанных для победы в конкурсе.
Коллега по цеху, EtoManiak, уже затрагивал эту тему в своей критике профессии сталкеров. И был совершенно прав – гордые независимые сталкеры занимают центральное место половины произведений. Вторая половина героев это, конечно же, благородные и беспощадные корсары. Здесь выплывает первый подводный камень молодых авторов – нежелание встать на место читателя, попытаться мыслить, как мыслит Он, Тот, ради кого мы пишем. Конечно, для писателя его герои единственные и неповторимые. Но для жюри, в десятый раз читающего о дерзком ограблении корсаром каравана грузовиков, это покажется штамповкой. И дело не в плохом писательском даре, совсем нет. Каким бы хорошим не был ваш рассказ о свободном сталкере или гордом корсаре (обязательно со шрамом на щеке), он утонет в туче точно таких же, но написанных в разы хуже.
Я вижу два выхода из сложившейся ситуации. Первый это брать главных героев из менее популярных с точки зрения замшелой романтики профессий. К примеру, в моем конкурсном рассказе главный герой пси-лидер, понимающий, что может материализовать свои чувства. Такие профессии меньше зависимы от клише, которые создались в сознании Читателя. У него нет устойчивых ассоциаций, как в отношении вышеупомянутых раскрученных профессий.
Второй путь сложнее, но и награда в конце его велика. Чуть метода заключается в ежеминутной ломке стереотипов. Необходимо идти от обратного. Показать сталкера ничтожным копателем, зависящем от цен на органику и не гнушающимся убивать своих собратьев для создания искусственного дефицита (Так ли далека от истины моя идея?). Если описывать корсара, показать его старым, с разбитыми ревматизмом суставами. С циррозом печени. Наделить его серьезным дефектом, задевающим как его социальную роль, так и функциональные обязанности (энурез, отсутствие полового члена, общая физическая слабость). Еще раз подчеркну, что данные рекомендации даны мною не из негативных чувств по отношению к представителям данных профессий. Просто процесс ломки стереотипов всегда болезнен и для Читателя и для Писателя. Но зато крайне полезен, так как расширяет кругозор и учит смотреть на вещи под разными углами.
В принципе все это действует не только в отношении главных героев, но и вообще всех героев рассказа. Все мы знаем, как важно ввести колоритного героя второго плана, и как необходим по-настоящему колоритный злодей. В этом отношении могу сказать одно – не бойтесь экспериментировать. Находите для себя новые профессии, ломайте стереотипы, бейте фальшивые зеркала!
Увы, Писатель далеко не так свободен, как я только что написал строкою выше. Есть естественные рамки, которые мы не имеем права преступать. Я говорю о рамках, которые возводятся в процессе написания произведения. Не только сюжетная линия должна быть последовательной, но и герой должен поступать в соответствии с той информацией, что мы сообщили о нем. Тщательно взвешивайте факты из биографии героя, продумывайте его линию поведения с самого начала. Как правило, я пишу рассказ, не зная чем он закончится, но, зная как будут вести себя персонажи на протяжении повествования. Есть еще одно золотое правило – пусть герои делают лишь те вещи, которые вы могли бы сделать хотя бы теоретически.
Я представляю себе, какой ор поднимется после прочтения этих строчек. Конечно, ни один из нас не станет насиловать шестилетних девочек и всерьез мечтать об уничтожении мира. Но тогда зачем и главное для кого мы создаем таких злодеев? Может быть, стоит придать Злу более узнаваемый облик? В конце концов, самое реальное зло, это то, что находится внутри нас. И литература это из способов борьбы с ним (или оправдания поражения, книжки бывают очень разные).
Завершая «геройскую» тему я хочу затронуть необходимость развития персонажа. Лично мне скучно читать произведения, в которых герой подходит к финалу таким же, каким предстал перед нами в прологе. То действие, которое охватывает его не может не оставить на нем отпечаток. Иначе это не может считаться полноценным приключением. И снова вопрос – зачем писать о том, что даже героя оставляет равнодушным?
Из любого правила бывают исключения, и, конечно же, есть достойные работы со статичными героями. Есть. Просто их авторы сделали ставку на другой важный аспект – на отношения между сложившимися личностями. В таких произведениях акцент делается именно на взаимодействия различных систем ценностей друг с другом.
Идеальной концепцией развития героя будет комбинирование этих методов. Герой в процессе повествования меняется сам, меняет свои взгляды, а параллельно развивающийся злодей также производит переоценку ценностей.
И пару слов о злодеях. Первая и самая главная ошибка – злодей почти никогда не меняется с годами. И дело не в старении. Авторы почти всегда отказывают злу в праве на совершенствование, на философию, на полную смену курса. И если герой еще худо-бедно берет условные уровни, чтобы войти в финальные титры этаким хай-левелом, то злодей остается на уровне NPC. И методы борьбы с ним соответствующие – прокачался, убил. И это в то время, когда ни один из нас не признает свою неправоту, а всегда найдет оправдание своим действиям. У каждого есть своя правда, и при описании конфликта это нужно учитывать.
Говоря высокопарным слогом, рассказ это вопрос и ответ, соединенные в одном флаконе. То есть, чтобы написать что-то выдающееся, необходимо поставить перед собой проблемный вопрос и постараться на него ответить. Для чего это? Для того чтобы отличаться от большинства конкурентов, которые напишут рассказы о борьбе корсаров и старателей, о свободном и гордом сталкере, который обязательно спасет мир или о псионике, противостоящем силам Вторжения. Конечно, все эти сюжеты не плохи сами по себе, но и не могут выступать в качестве самостоятельной идеи рассказа. Весной мой конкурсный рассказ показывал, что будет с обществом, нарушившим христианскую заповедь «Не сотвори себе кумира». А осада Атлантики была лишь антуражем, живой, кровавой декорацией к подлинной цели рассказа.
Центром любого рассказа, сутью любой идеи является конфликт. Чаще всего, он выражен в движении материальных ценностей. То есть одни персонажи грабят других, третьи за это мстят. Никто не отбирает права на жизнь у этих сюжетных линий, но! Несмотря на дефляцию, растет планка финансового благосостояния у общества. То, что год назад казалось запредельным богатством, сейчас норма жизни. Написав рассказ о том, как храбрый корсар ограбил глупых торгашей на сто тысяч, Вы рискуете потерять актуальность уже через полгода. Будет ли вам приятно вспоминать о таком рассказе? А главное, оценит ли его жюри, более чем прекрасно понимающее бренность медных монеток в игре?
Я считаю, что конфликт должен быть глобальней, чем суета вокруг караванов, нагруженных дезертами, штормами или другими ценными броньками. Куда интереснее читать о конфликтах систем ценностей, о непримиримых столкновениях разных убеждений, верований, надежд. Когда каждая сторона по-своему симпатична, когда каждый герой вызывает симпатии (помните, я писал, что герои должны делать только то, что Вы могли бы сделать сами?).
Интересным ходом является переплетение игровой реальности и «реала». В нескольких последних моих рассказах герои знают о том, что ими управляют Игроки. Знают и по-разному реагируют. Почему бы и нет? Придуманная Вами система социальных или религиозных отношений добавит шансов на победу. Ведь, Вы помните, о чем мы говорили вначале? Рассказ должен быть уникальным.
Постарайтесь быть актуальным, подметить основные тенденции на форуме и затронуть их в рассказе. Постарайтесь найти место для нескольких наиболее одиозных в данный момент персонажей. Но не переусердствуйте с цитатами. Нескольких человек и одного «медведа» будет вполне достаточно.
Если Вам не известен принцип работы лазерной винтовки – не стесняйтесь это придумать. Студенты технических вузов пусть рыдают над вашей гуманитарной интуицией, плевать! Да, Ваш лазер будет работать на морковном соке. Зато и рассказ запомнится больше, чем перегруженный технически верными описаниями.
Что касается описаний – не забывайте просматривать рассказ с позиции Читателя. Будет ли ему интересно или стоить сократить этот абзац? Ведь в нашем с Вами случае, работы читаются с экрана монитора, что сильно снижает усваиваемость текста.
Если у Вас самих не получается, попросите подружку/маму/кого-то еще из родственников. Не просите друзей, так как все равно нарветесь на дифирамбы, либо на необоснованную критику по мелочам. Ваш покорный слуга, дав почитать рукопись, удостоился получасовой лекции о том, что в будущем не изобретут радионаушники, и это неимоверная тупость. Пресловутые наушники упоминались в тексте один раз в качестве описания. По сути сюжета я не услышал ничего. Близкие вам люди, скорее всего, просто поправят орфографические и пунктуационные ошибки, и скажут где им было особенно скучно. Большего и не нужно, на мой взгляд.
Помните об абзацах. Текст идущий одним «бруском» угнетает Читателя одним своим видом. Глазу негде зацепиться за монолитный текст, и внимание рассеивается.
Если мы пишем о мире, пережившем ядерную катастрофу, то необходимо учитывать и то, что помимо людей и животных мутирует и язык. Появится новый сленг, новые исторические примеры и ориентиры. Вряд ли кто-то в этом мире будет говорить «черт побери». Вместо этого помянут недобрым словом стича. Или вжика. Собственный сленг придаст рассказу неповторимое очарование.
Я искренне надеюсь, что моя работа поможет молодым авторам найти себя в литературе. Кто знает, может быть, среди нас подрастает новый Булгаков или Достоевский? Может быть, этот мир станет Точкой Отсчета чьего-то литературного пути? Ведь игра предоставляет главное, что нужно писателю – аудиторию, готовую внимать, критиковать и восхищаться. Это – одно из самых главных богатств Точки Отсчета!