StalkerZ: клановый форум: Наука побеждать!© - StalkerZ: клановый форум

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Тема закрыта

Наука побеждать!© Пособие по участию в литературных конкурсах на тему ТЗ.

#1 Пользователь офлайн   Shadowdancer [11]  

  • Новичок
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 81
  • Регистрация: 30 October 06

Отправлено 19 November 2006 - 18:58

В первых строках хочу уточнить замысел данной статьи. Это не универсальное пособие по написанию конкурсных рассказов и тем более не рецепт превращения в великого писателя. Эта статья написана скорее с точки зрения маркетинга и позиционирования, чем литературоведения.

Для справки: в реале автор довольствуется четырьмя заказными статьями о банке, в котором работает и одной статьей в университетской газете. И безуспешно пытается пропихнуть куда-нибудь несколько рассказов.

Тем не менее, мой опыт участия в конкурсах этой игры может быть полезен.

Работа сегментирована по нескольким основным аспектам, с которыми Вам предстоит столкнуться.

Главным качеством Вашей работы должна быть уникальность. Как правило, первые места присуждаются самым необычным работам, непохожим, уникальным в своем роде. Вспомните победу Multisync в журналистике! Исходя из этого требования, я и изложу свои соображения по разработке стратегии победы.
Сразу же остановлюсь на еще одном моменте: я изначально подразумеваю, что писать Вы умеете. Актуальность моей работы в том, что, даже владея техникой письма, автор не всегда знает, как её применить. Особенно когда мы говорим о произведениях написанных для победы в конкурсе.



Герои


Коллега по цеху, EtoManiak, уже затрагивал эту тему в своей критике профессии сталкеров. И был совершенно прав – гордые независимые сталкеры занимают центральное место половины произведений. Вторая половина героев это, конечно же, благородные и беспощадные корсары. Здесь выплывает первый подводный камень молодых авторов – нежелание встать на место читателя, попытаться мыслить, как мыслит Он, Тот, ради кого мы пишем. Конечно, для писателя его герои единственные и неповторимые. Но для жюри, в десятый раз читающего о дерзком ограблении корсаром каравана грузовиков, это покажется штамповкой. И дело не в плохом писательском даре, совсем нет. Каким бы хорошим не был ваш рассказ о свободном сталкере или гордом корсаре (обязательно со шрамом на щеке), он утонет в туче точно таких же, но написанных в разы хуже.

Я вижу два выхода из сложившейся ситуации. Первый это брать главных героев из менее популярных с точки зрения замшелой романтики профессий. К примеру, в моем конкурсном рассказе главный герой пси-лидер, понимающий, что может материализовать свои чувства. Такие профессии меньше зависимы от клише, которые создались в сознании Читателя. У него нет устойчивых ассоциаций, как в отношении вышеупомянутых раскрученных профессий.

Второй путь сложнее, но и награда в конце его велика. Чуть метода заключается в ежеминутной ломке стереотипов. Необходимо идти от обратного. Показать сталкера ничтожным копателем, зависящем от цен на органику и не гнушающимся убивать своих собратьев для создания искусственного дефицита (Так ли далека от истины моя идея?). Если описывать корсара, показать его старым, с разбитыми ревматизмом суставами. С циррозом печени. Наделить его серьезным дефектом, задевающим как его социальную роль, так и функциональные обязанности (энурез, отсутствие полового члена, общая физическая слабость). Еще раз подчеркну, что данные рекомендации даны мною не из негативных чувств по отношению к представителям данных профессий. Просто процесс ломки стереотипов всегда болезнен и для Читателя и для Писателя. Но зато крайне полезен, так как расширяет кругозор и учит смотреть на вещи под разными углами.

В принципе все это действует не только в отношении главных героев, но и вообще всех героев рассказа. Все мы знаем, как важно ввести колоритного героя второго плана, и как необходим по-настоящему колоритный злодей. В этом отношении могу сказать одно – не бойтесь экспериментировать. Находите для себя новые профессии, ломайте стереотипы, бейте фальшивые зеркала!

Увы, Писатель далеко не так свободен, как я только что написал строкою выше. Есть естественные рамки, которые мы не имеем права преступать. Я говорю о рамках, которые возводятся в процессе написания произведения. Не только сюжетная линия должна быть последовательной, но и герой должен поступать в соответствии с той информацией, что мы сообщили о нем. Тщательно взвешивайте факты из биографии героя, продумывайте его линию поведения с самого начала. Как правило, я пишу рассказ, не зная чем он закончится, но, зная как будут вести себя персонажи на протяжении повествования. Есть еще одно золотое правило – пусть герои делают лишь те вещи, которые вы могли бы сделать хотя бы теоретически.

Я представляю себе, какой ор поднимется после прочтения этих строчек. Конечно, ни один из нас не станет насиловать шестилетних девочек и всерьез мечтать об уничтожении мира. Но тогда зачем и главное для кого мы создаем таких злодеев? Может быть, стоит придать Злу более узнаваемый облик? В конце концов, самое реальное зло, это то, что находится внутри нас. И литература это из способов борьбы с ним (или оправдания поражения, книжки бывают очень разные).

Завершая «геройскую» тему я хочу затронуть необходимость развития персонажа. Лично мне скучно читать произведения, в которых герой подходит к финалу таким же, каким предстал перед нами в прологе. То действие, которое охватывает его не может не оставить на нем отпечаток. Иначе это не может считаться полноценным приключением. И снова вопрос – зачем писать о том, что даже героя оставляет равнодушным?

Из любого правила бывают исключения, и, конечно же, есть достойные работы со статичными героями. Есть. Просто их авторы сделали ставку на другой важный аспект – на отношения между сложившимися личностями. В таких произведениях акцент делается именно на взаимодействия различных систем ценностей друг с другом.

Идеальной концепцией развития героя будет комбинирование этих методов. Герой в процессе повествования меняется сам, меняет свои взгляды, а параллельно развивающийся злодей также производит переоценку ценностей.

И пару слов о злодеях. Первая и самая главная ошибка – злодей почти никогда не меняется с годами. И дело не в старении. Авторы почти всегда отказывают злу в праве на совершенствование, на философию, на полную смену курса. И если герой еще худо-бедно берет условные уровни, чтобы войти в финальные титры этаким хай-левелом, то злодей остается на уровне NPC. И методы борьбы с ним соответствующие – прокачался, убил. И это в то время, когда ни один из нас не признает свою неправоту, а всегда найдет оправдание своим действиям. У каждого есть своя правда, и при описании конфликта это нужно учитывать.



Идея


Говоря высокопарным слогом, рассказ это вопрос и ответ, соединенные в одном флаконе. То есть, чтобы написать что-то выдающееся, необходимо поставить перед собой проблемный вопрос и постараться на него ответить. Для чего это? Для того чтобы отличаться от большинства конкурентов, которые напишут рассказы о борьбе корсаров и старателей, о свободном и гордом сталкере, который обязательно спасет мир или о псионике, противостоящем силам Вторжения. Конечно, все эти сюжеты не плохи сами по себе, но и не могут выступать в качестве самостоятельной идеи рассказа. Весной мой конкурсный рассказ показывал, что будет с обществом, нарушившим христианскую заповедь «Не сотвори себе кумира». А осада Атлантики была лишь антуражем, живой, кровавой декорацией к подлинной цели рассказа.

Центром любого рассказа, сутью любой идеи является конфликт. Чаще всего, он выражен в движении материальных ценностей. То есть одни персонажи грабят других, третьи за это мстят. Никто не отбирает права на жизнь у этих сюжетных линий, но! Несмотря на дефляцию, растет планка финансового благосостояния у общества. То, что год назад казалось запредельным богатством, сейчас норма жизни. Написав рассказ о том, как храбрый корсар ограбил глупых торгашей на сто тысяч, Вы рискуете потерять актуальность уже через полгода. Будет ли вам приятно вспоминать о таком рассказе? А главное, оценит ли его жюри, более чем прекрасно понимающее бренность медных монеток в игре?

Я считаю, что конфликт должен быть глобальней, чем суета вокруг караванов, нагруженных дезертами, штормами или другими ценными броньками. Куда интереснее читать о конфликтах систем ценностей, о непримиримых столкновениях разных убеждений, верований, надежд. Когда каждая сторона по-своему симпатична, когда каждый герой вызывает симпатии (помните, я писал, что герои должны делать только то, что Вы могли бы сделать сами?).

Интересным ходом является переплетение игровой реальности и «реала». В нескольких последних моих рассказах герои знают о том, что ими управляют Игроки. Знают и по-разному реагируют. Почему бы и нет? Придуманная Вами система социальных или религиозных отношений добавит шансов на победу. Ведь, Вы помните, о чем мы говорили вначале? Рассказ должен быть уникальным.


Несколько общих советов:


Постарайтесь быть актуальным, подметить основные тенденции на форуме и затронуть их в рассказе. Постарайтесь найти место для нескольких наиболее одиозных в данный момент персонажей. Но не переусердствуйте с цитатами. Нескольких человек и одного «медведа» будет вполне достаточно.

Если Вам не известен принцип работы лазерной винтовки – не стесняйтесь это придумать. Студенты технических вузов пусть рыдают над вашей гуманитарной интуицией, плевать! Да, Ваш лазер будет работать на морковном соке. Зато и рассказ запомнится больше, чем перегруженный технически верными описаниями.

Что касается описаний – не забывайте просматривать рассказ с позиции Читателя. Будет ли ему интересно или стоить сократить этот абзац? Ведь в нашем с Вами случае, работы читаются с экрана монитора, что сильно снижает усваиваемость текста.

Если у Вас самих не получается, попросите подружку/маму/кого-то еще из родственников. Не просите друзей, так как все равно нарветесь на дифирамбы, либо на необоснованную критику по мелочам. Ваш покорный слуга, дав почитать рукопись, удостоился получасовой лекции о том, что в будущем не изобретут радионаушники, и это неимоверная тупость. Пресловутые наушники упоминались в тексте один раз в качестве описания. По сути сюжета я не услышал ничего. Близкие вам люди, скорее всего, просто поправят орфографические и пунктуационные ошибки, и скажут где им было особенно скучно. Большего и не нужно, на мой взгляд.

Помните об абзацах. Текст идущий одним «бруском» угнетает Читателя одним своим видом. Глазу негде зацепиться за монолитный текст, и внимание рассеивается.

Если мы пишем о мире, пережившем ядерную катастрофу, то необходимо учитывать и то, что помимо людей и животных мутирует и язык. Появится новый сленг, новые исторические примеры и ориентиры. Вряд ли кто-то в этом мире будет говорить «черт побери». Вместо этого помянут недобрым словом стича. Или вжика. Собственный сленг придаст рассказу неповторимое очарование.



Я искренне надеюсь, что моя работа поможет молодым авторам найти себя в литературе. Кто знает, может быть, среди нас подрастает новый Булгаков или Достоевский? Может быть, этот мир станет Точкой Отсчета чьего-то литературного пути? Ведь игра предоставляет главное, что нужно писателю – аудиторию, готовую внимать, критиковать и восхищаться. Это – одно из самых главных богатств Точки Отсчета!

И за это я безгранично благодарен людям, создавшим её.




Строитель воздушных замков
0

#2 @Guest

  • Группа: Гости

Отправлено 19 November 2006 - 19:08

Шедоу, честно скажу - пока не читал, но ты все равно какашка. И как мне теперь спать? Я же не смогу нормальные сны видеть, теперь только кошмары будут на тему золотого пера!
0

#3 Пользователь офлайн   камрад [12]  

  • Частый гость
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 288
  • Регистрация: 23 August 05
  • ГородРоссия, Москва

Отправлено 19 November 2006 - 19:14

Предыдущее сообщение от меня

QUOTE

рассказ о ... гордом корсаре (обязательно со шрамом на щеке)

:celebrity:

Осилил.
Шедоу... имхо, четверочка.
Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель.
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель.
Вот раньше, бывало, гулял Козлодоев,
Глаза его были пусты.
И свистом всех женщин сзывал Козлодоев
Заняться любовью в кусты.

Занятие это любил Козлдоев
И дюжину враз ублажал.
Кумиром народным служил Козлодоев
И всякий его уважал.
А ныне, а ныне, попрятались, суки,
В окошки отдельных квартир;
Ползет Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар, он желает в сортир.
0

#4

  • Группа: Гости

Отправлено 19 November 2006 - 21:00

Понравилось. Кое что для себя взял, а для статьи это главное...
QUOTE
Я искренне надеюсь, что моя работа поможет молодым авторам найти себя в литературе. Кто знает, может быть, среди нас подрастает новый Булгаков или Достоевский? Может быть, этот мир станет Точкой Отсчета чьего-то литературного пути? Ведь игра предоставляет главное, что нужно писателю – аудиторию, готовую внимать, критиковать и восхищаться. Это – одно из самых главных богатств Точки Отсчета!
Шедафф, будиш моим музоидом?crazy.gif
ИМХО, ты вдохновитель...
0

#5 Пользователь офлайн   поцелуй навылет [15]  

  • Частый гость
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 252
  • Регистрация: 18 March 06

Отправлено 19 November 2006 - 22:09

Комментарий аналогичный работам Навигатора и Серьезного Сэма.
Примечание: Я не пишу "отлично" не потому, что мне не нравится Ваш стиль или идеи.
0

#6 @etoManiak

  • Группа: Гости

Отправлено 20 November 2006 - 11:16

Шэд, напиши пособие по написанию работ в раздел "журналистика"... посоветуй избегать тем "раскрутка сайтов" а то по баянности эта тема стремительно приближается к рассказам про сталкера....
0

#7 @Guest

  • Группа: Гости

Отправлено 20 November 2006 - 11:39

Маньяк, я жестоко подколол коллег пишущих о раскрутке своей статьей на тз.полисsmile.gif))
Впрочем и эта работа не претендует на мегаоригинальность тожеsmile.gif))

Я уже высказывал свою мысль о том, что жукрналистика переживает момент, когда она напоминает уроборос, замыкаясь на самой себе. Иными словами, пишем для журналистов и про журналистовsmile.gif Есть над чем задуматься...
0

#8 Пользователь офлайн   Shadowdancer [11]  

  • Новичок
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 81
  • Регистрация: 30 October 06

Отправлено 20 November 2006 - 11:44

Последний гость - я
Строитель воздушных замков
0

#9 @etoManiak

  • Группа: Гости

Отправлено 20 November 2006 - 16:45

Shadowdancer
уроборос.... ты прав, особенно если вкладывать в этот термин Пелевинский пошловатый смысл)
0

#10 Пользователь офлайн   Alan Po [9]  

  • Ятутбыл
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 28
  • Регистрация: 17 September 06

Отправлено 20 November 2006 - 17:29

есть отличные моменты, а есть весьма и весьма субъективные пункты... особенно меня например "убивает" этакий снобизм: все это уже было, все это мы уже читали... Ну или писали... Хорошо, господа, насколько я помню, во всей литературе есть всего 5(возможно чуть больше, я не уверен) вопросов без ответов, вокруг которых и крутиться ЛЮБОЕ произведение... Вне зависимости от автора, героев и окружающей обстановки... И кричать "Баааяяяяян!" очень просто, все это уже было. А если ваше произведение читает человек образованный и более или менее любящий литературу, он всегда сможет привести 2-3 примера, где была схожая обстановка, ситуация, проблема(в случае с публицистикой), где был похожий герой или героиня. И вообще(уже в плане шутки), букаффф в алфавите не так уж и много... Так что не спешите кричать про банальности...
0

#11 Пользователь офлайн   Shadowdancer [11]  

  • Новичок
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 81
  • Регистрация: 30 October 06

Отправлено 20 November 2006 - 18:06

Алан, ты меня немного не так понялsmile.gif
Снобизм мне чужд, и о музыкальных инструментах я не распространяюсьsmile.gif
Я дал несколько советов, как сделать рассказ интересней. И подчеркнул, что мое мнение субьективно. Как и твое мнение о моем мненииsmile.gif)))))))))))))))))))))))))))))))))
Строитель воздушных замков
0

#12 Пользователь офлайн   Alan Po [9]  

  • Ятутбыл
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 28
  • Регистрация: 17 September 06

Отправлено 20 November 2006 - 22:33

это был скорее камень в огород твоего "коллеги по цеху", маньяка... у тебя написано добрей что ли как-то... начинающим писакам пригодиться =)
0

#13 Пользователь офлайн   13i BouH [12]  

  • Ятутбыл
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 27
  • Регистрация: 26 October 06

Отправлено 21 November 2006 - 07:17

Ну, хз.
При всем моем огромнейшем уважении к Шаду, учить должны профессора. Вещь интересная, но просто не нужно здесь. Большинству.
0

#14 @etoManiak

  • Группа: Гости

Отправлено 21 November 2006 - 11:09

Alan Po
ты не путай журналистику и прочая пиаршину с написанием детских сказок...
Не добро я ему написал, видите ли))))... Какое настроение было и какую тему затронул - так и написал...
Был бы в "добром" настроении написал бы колыбельную! )))

А тема у меня, поверь, наболевшая лично для меня. Я сам проводил лит конкурсы и мое презрение к работам "Я Сталкер" увеличилось экспоненциально. Ты бы почитал вечерком перед сном 5-6 работ такого плана – тоже бы озверел.)))))


о, кстати еще одно пришло! Свежак, а?

http://stalkerz.ru/forum/index.php?showtopic=4756

я бегло прочел - насчитал 40 раз упоминание слово Сталкер, название - "Путь сталкера"...

Мне искренне жаль Поцелуйку и Вила... читать километры таких "шедевров" - это подвиг Матросова
0

#15 Пользователь офлайн   Alan Po [9]  

  • Ятутбыл
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 28
  • Регистрация: 17 September 06

Отправлено 21 November 2006 - 14:43

Ну о детских сказках я не писал вообще...
Теперь к вопросу о банальностях.
Начнем с того, что одни и те же сюжеты встречаются и у метров фантастики. Из того, что вспомнил сразу же - Роберт Хайнлайн и Рей Бредбери. Сам помню, что уж точно один рассказ у них в принципе основан на очень близкой фабуле. И думаю что не один. В эту же группу я бы еще и Азимова отнес - много близких и даже практически идентичных сюжетов. Это из того, что вспомнил. Теперь предлагаю подумать, сколько еще вполне достойных произведений эксплутируют одну и ту же фабулу или же проблему, и уж сколько идентичных характеров можно встретить - я боюсь даже представить...
Если вспомнить фэнтези, то уж там на каждом шагу встречаются повторения подобного рода - всяк главный герой или маг, или рыцарь, или войномаг, а у особо оригинальных он либо злой(просто аццкий сотона, но с доброю душой), или же этакий наемник, бесстрастный и суровый.
Ну так и что, всех под одну гребенку сунем? Так можно дойти до абсурда в стиле: "Ты что, опять про любовь мне написал? БАЯН! Иди, придумай что-нибудь по новее... Еще греческие авторы про любовь писали(где то между трудами по математике и геометри), а ты мне тут опять... А древние греки знаешь когда жили? Ну вот... "
К чему я веду? А веду я к тому, что наверное стоит присматривать к произведениям. Есть ведь такие литературные направления, как символизм, импрессионизм, имажинизм... Хотя считать футуризмом рассказ, написанный без знаков препинания, я бы не спешил...
Есть и обратная сторона вопроса, и здесь я соглашусь с маньяком. Гигантское количество рассказов, написанных для того, чтобы возможно, получить кучку нарисованных денег, не дотягивает до уровня младших классов. Грамматика, пунктуация хромают аки инвалиды... Слово стилистика авторам незнакомо. И в силу определенных причин, эти авторы эксплуатируют всем известные сюжеты... Но виноваты не сюжеты, а авторы... Некоторые перлы я не смог прочесть вовсе, не то что уж понять о чем речь...
З.Ы. Не хотел бы быть понятым неправильно - что мол я пытаюсь спорить в силу того, что мной был написан рассказ о сталкере. Я спорю потому, что я увидел здесь людей, которые разбираются в литературе(создалось такое впечатление), но придерживаются мнения, с которым я не согласен. Возможно я не прав...
0

#16 @etoManiak

  • Группа: Гости

Отправлено 21 November 2006 - 15:56

Alan Po
Ты прав, повторение сюжетов и идей - очень трудно избежать.
Но речь не о том...
Мы говорим о том, что 80% наихреновейших работ пишутся именно про сталкера. В своей статье я попытался доходчиво объяснить причины данного феномена а Щэд в соей - ненавязчиво дал совет не затрагивать эту тему, в том случае если автор не уверен на все сто в своем мастерстве...

0

#17 Пользователь офлайн   Alan Po [9]  

  • Ятутбыл
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 28
  • Регистрация: 17 September 06

Отправлено 21 November 2006 - 16:01

жаль, что, авторы плохих работ используют такую фабулу... как и любую в-принципе фабулу... такие авторы сделают нелицеприятной любую тему рассказа... главное, чтобы это не читали стругацкие... =) иначе на старости лет могут и разрыдаться...
Кст ати о работе шэда... По-моему это вольная интерепретация школьного учебника по литературе для гуманитарных классов в переработке для ТЗ... Впрочем, думаю будет полезна многим "конкурсантам"...
0

#18 @Guest

  • Группа: Гости

Отправлено 25 November 2006 - 01:54

А что-вполне взвешенное и действенное руководство к становлению крепким литературным ремесленником.Почитайте Акунина-самое рассамое подтверждение вышеизложенного.Шед.У тебя есть шанс из мэтра плавно перейти в киломэтра.Ежели не зазнаешся
0

#19 Пользователь офлайн   Shadowdancer [11]  

  • Новичок
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 81
  • Регистрация: 30 October 06

Отправлено 25 November 2006 - 02:07

Я не могу зазнаться, ибо невероятно самокритичен.
+
У меня есть строгие критики, коорые в 90% случаев говорят "опять Дениса какое-то ВЦ написал. И, что самое грустное, объясняют почему так".

Нужно, кстати, показать им эти работыsmile.gif
Строитель воздушных замков
0

#20 @Гость_Скатенок_*

  • Группа: Гости

Отправлено 25 November 2006 - 21:27

Что касается описаний – не забывайте просматривать рассказ с позиции Читателя. Будет ли ему интересно или стоить сократить этот абзац? Ведь в нашем с Вами случае, работы читаются с экрана монитора, что сильно снижает усваиваемость текста.

«Шо б ты так писал как советуеш=))»

Не просите друзей, так как все равно нарветесь на дифирамбы, либо на необоснованную критику по мелочам.

"*улыбнулся* - да прошла любовь, ушли те годы, когда на парах ты сидел, теперь пыхтишь ты на работе, а те кто «был» - уж не удел."

---------------------------
твердая 4 .. простенько, тема не тронутая на етих форумах хоть и не оригинальная в литературе=))
Но пара европейцев разбогатела в свое время на индейских сигарах
+ зачетка=)

0

#21 Пользователь офлайн   камрад [12]  

  • Частый гость
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 288
  • Регистрация: 23 August 05
  • ГородРоссия, Москва

Отправлено 30 November 2006 - 02:49

QUOTE(' date= @ 25.11.2006 - 22:27) Просмотр сообщения

Не просите друзей, так как все равно нарветесь на дифирамбы, либо на необоснованную критику по мелочам

А вот это точно подмечено. К сожалению.
Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель.
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель.
Вот раньше, бывало, гулял Козлодоев,
Глаза его были пусты.
И свистом всех женщин сзывал Козлодоев
Заняться любовью в кусты.

Занятие это любил Козлдоев
И дюжину враз ублажал.
Кумиром народным служил Козлодоев
И всякий его уважал.
А ныне, а ныне, попрятались, суки,
В окошки отдельных квартир;
Ползет Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар, он желает в сортир.
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Тема закрыта

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей